Заканчивался 2013-й. Профессор истории Монреальського университета Яков Рабкин читал студентам курс истории СССР. Студенты спросили, что думает известный публицист, писатель, советник ряда международных организаций (НАТО, ЮНЕСКО) о текущих событиях в Украине. Скажем так, им хотелось окунуться в реальный мир. Но на вопрос профессор ответил вопросом: «Кто из вас искал информацию на англоязычных украинских или российских сайтах?». Информация из первых уст, что может быть точнее для практики, для познания? Из порядка 160 студентов положительный ответ — рацио в действии — прозвучало только от двоих. Человек — эмоционально-рациональное существо. Это правда. Иногда верх берет разум, чаще — привычка и эмоции. Даже когда есть свобода открыть гаджет, посмотреть, узнать, сравнить, мы привычно открываем всё ту же газету или смотрим всё тот же канал.

Правда, nr-logo использует возможности по максимуму: предлагаем вместе с журналисткой Людмилой Джулай осмыслить нравственные уроки Якова Рабкина, ученого, автора мировых бестселлеров, труды которого переведены на 14 языков. Профессор был в Киеве и вновь нашел возможность уделить время честной газете. Вместе подумаем, почему в обществе отсутствуют навыки рационально воспринимать, а значит противостоять неправдивым тезисам власти и манипуляциям СМИ.

Выходит так, что мы живем в обществе, где люди не принимают друг друга, более того — не ориентированы на диалог. Хотя вы, господин профессор, отмечаете усилия республиканцев по возвращению обществу понятия рационального. Это приятно. Ведь тогда мы сможем корректировать свое поведение не агрессией, а путем рассуждений.

Вы говорите о рациональном дискурсе, об аргументах, которые апеллируют к разуму, а не к эмоциям. Это сегодня проблема мировая. На последних выборах в США практически отсутствовали рациональные аргументы, дискуссия велась на уровне площадной брани, и население это оценило. Они выбрали того, кто ругался получше. Я думаю, что сегодня в мире нерациональное наступает. Даже подача новостей в СМИ становится все больше развлечением или отвлечением, нежели основанием для раздумий.

В практике международных отношений ХІХ и ХХ ст. присутствовали аргументы, которые нам сегодня кажутся дикими. К примеру, Франция считала, что она должна цивилизовать Африку. Да, это можно обсуждать, это надуманно, но это аргумент! Сегодня же происходит что-то иное. Допустим, что у вас к гомосексуалистам плохо относятся. Поэтому — и вы плохие, и система у вас недостаточно демократична, и вам можно — нужно! — подарить демократию, даже посредством насилия. К международной политике это не имеет никакого отношения. Поверхностный подход, апелляция к инстинктам — вот, что на сегодня стало доминантой. Достаточно посмотреть на рекламу, продает ли она пиво или политика.

И дегуманизм… Что эффективно может ему противостоять?

Это и вопрос… Наши ценности формируются в значительной степени СМИ и в небольшой — религиозными инстанциями. И, в этом смысле, один из интереснейших рациональных источников добра и здравого мышления о происходящем сегодня, это — Папа Римский. Читая его тексты о современном обществе, об экономике, понимаешь, что Папа — один из немногих руководителей, как духовных, так и политических, кто говорит об идолопоклонстве деньгам, о людях, которые оказываются за бортом социума. То есть, он напоминает нам о ценностях, которыми следует руководствоваться. Это — ценности гуманизма, вытекающие, в значительной степени, из Библии. Даже идеи социализма напрямую вытекают из этой Книги жизни.

В книге «Современный Израиль. От замысла к жизни» Вы сравниваете опыт Израиля и Канады в построении государства и общества. Говорите о хронических проблемах основанного на этническом национализме Израиля и подчеркиваете достаточную стабильность децентрализованной Канады, страны, которую считают родиной граждане разных этнических и конфессиональных групп. Украина знает свой вариант успешности или неуспешности?

Прежде всего скажу, что Украина, как и многие бывшие республики Советского Союза, оказалась в числе лидеров тенденций, которые наблюдаются в мире. В стране произошла радикальная передача триллионов средств из общественного сектора в частный. Причем, случилось это практически мгновенно и в результате столь же мгновенно обеднели десятки миллионов людей. Такое сейчас происходит во всем мире, но, конечно, куда медленнее. Даже в почти социалистической Канаде тоже углубляется разрыв между бедными и богатыми. Государства всеобщего благоденствия потихонечку разбирают на части, профсоюзы уничтожаются.

СЕГОДНЯ В МИРЕ НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ НАСТУПАЕТ

Для СМИ, к сожалению, эта тенденция тоже не нова…

Те политические идеи, которые, как бы, передаются в СМИ, созвучны неолиберальной философии социал-дарвинизма: «уж так мир устроен». И когда что-то представляют, что оно как бы само по себе происходит, надо искать того, кому это выгодно. Потому что в социально-экономических процессах само по себе ничего не происходит... В западных СМИ в 2008г. писали об экономическом кризисе, как о «цунами», забывая, что кто-то, что-то, кому-то... Само по себе такого рода цунами не случается.

Широкую известность Вам, рожденному в Ленинграде в 1945г., ученому, который более 40 лет живет в Монреале, принесла книга «Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму», переведённая на 14 языков, в т.ч. на японский. Со стороны некоторые вещи виднее. Рациональное проступает легче?

На самом деле, во всем мире происходят сейчас очень важные процессы - модернизация и демодернизация. В частности, демократия превращается в «этнократию». Канада не была создана по чертежам, и там тоже долгое время преобладали этноконфессиональные категории. Долгое время доминировали англо-канадцы, даже высылали франкоязычных за пределы страны. Но в последние десятилетия в политической культуре и соответствующих структурах произошли изменения, которые укрепляют государство, а не какую-то этническую группу. Израиль пошел по другому пути, объявив себя «государством всех евреев». То есть, в Израиле гражданство мгновенно может получить никогда не ступавший по Святой земле еврей из Киева или (по родству) даже его тесть, хотя он вообще православный украинец. А вот палестинцу, чьи предки покинули страну — обычно не по собственному желанию — какие-нибудь 70 лет тому назад, в гражданстве отказывают. Мне кажется, что этнонациональные образования изначально хрупки, сколь бы ни были успешны определенные секторы экономики.

Но какие позиции должны преобладать, и что такое тогда государство?

Государство задано границами. В чисто историческом плане должен быть ответ на вопросы: как мы можем лучше жить вместе, как это будет выгодно не только для этнического большинства населения, но и для меньшинств. Это разумно. Полагаю, что, когда мы говорим о государстве как о территориальной единице, усиливается рациональный дискурс: какого типа общество мы хотим создать, какую экономику и уж никак не выяснять, какой этнической группе должно «принадлежать» государство, ибо принадлежит оно тем, кто на момент создания оказался на его территории.

Столь же разумно жить в мире с соседями, особенно если на них завязана торговля и промышленность. Пример я привез из Японии, с конференции по международным отношениям, где среди многих выступал известный канадский журналист. Он говорил о ключевых факторах, которые важны для сосуществования стран-соседей. Даже при идеологическом несходстве таких лидеров как Трамп и Трюдо. Прозвучало это так: «Есть три страны, которые важны для Канады: США, США и… США».

ОДИН ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ РАЦИОНАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ДОБРА И ЗДРАВОГО МЫШЛЕНИЯ О ПРОИСХОДЯЩЕМ СЕГОДНЯ, ЭТО — ПАПА РИМСКИЙ

Господин профессор, если бы стояла цель написать вторую часть книги «Еврей против еврея», только в формате «Украинец против украинца», с задачей освобождения от утрированно украинской формы (или более привычной шароварщины), чтобы стать цивилизованным, современным украинцем? Какова была бы Ваша реакция на предложение такого порядка?

В израильской прессе мою книгу встретили хорошими отзывами, но я слышал и о людях, которые ее даже открывать не хотят. Это тоже своего рода комплимент. Если бы открыли и не согласились, тогда другое дело. Более того, никто не сказал, что у меня вот на такой-то странице ошибка.

Я думаю, что книга «Украинец против украинца» или, более миролюбиво, — «Украинец за украинца», могла бы сыграть положительную роль в поднятии политического сознания. А сознание это сейчас в мире на довольно низком уровне, потому что многие достижения политического образования последних 100 лет в начале ХХІ ст. забыты. Например, что классовые интересы сильнее этнических. В ХХ в. миллионы людей это прекрасно знали, именно так развивалось государство всеобщего благосостояния, разного рода социалистические режимы, такие как в Швеции или Югославии.

Для укрепления общества надо его строить таким образом, чтобы бедных было меньше, чтобы все чувствовали себя его полноправными членами. При этом важно не забывать, что интересы правящих кругов во всем мире весьма схожи. Сегодня же произошло то, к чему призывал Маркс, только со знаком «минус». Капиталисты всех стран соединились. Сегодня концентрация богатства и СМИ беспрецедентна. Но отчаиваться не надо: в классическом иудейском труде «Пиркей авот» прямо сказано: «Не думай, что ты можешь завершить работу — но оставить ее ты не имеешь права».

ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ПОТИХОНЕЧКУ РАЗБИРАЮТ НА ЧАСТИ

А еще Вы сказали, что можно учить думать. Как это озвучить в свете познавательных приоритетов нашей газеты??

О социальной справедливости важно говорить не как о части коммунистической идеологии, которую у вас запретили, а как об идеологии практически всех библейских религий, о чем нам и напоминает Папа Римский.

В Пятикнижии Моисеевом заповедано, что поле нельзя обрабатывать каждый седьмой год. Нельзя не только его обрабатывать, но даже когда на поле сами по себе вырастают фрукты и овощи, они не имеют собственника и каждый может их есть. Это ничье. И стало быть, превращать их в товар тоже запрещено. То есть, собственническое ощущение регулярно пресекается. Моральный эффект этой заповеди трудно переоценить: ведь все мы склонны поклоняться идолам, особенно своим достижениям и богатству, скопленному за шесть лет. Вот тут как раз и приходит год седьмой….

 

Передплата на сайт-газету nr-logo

6 міс. Время доступа:
6 м. 0 дн. 0 ч. 0 мин.
90 грн
12 міс. Время доступа:
12 м. 0 дн. 0 ч. 0 мин.
180 грн
24 міс. Время доступа:
24 м. 0 дн. 0 ч. 0 мин.
360 грн
31.03.2017 new-republic

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Login form

[wppb-login]

×